RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русский язык в международном образовательном пространстве

Русский язык в международном образовательном пространстве

Мария Моховикова17.10.2017

«Русский язык в международном образовательном пространстве» – тема одной из сессий проходящего в Сочи IV Международного педагогического форума «Текст культуры и культура текста». Преподаватели русского языка обсудили состояние и существующие тенденции в преподавании русского языка в их странах. 

Модератором сессии выступила Ван Синьи, профессор факультета русского языка и литературы Пекинского университета иностранных языков. С докладами выступили Мэй Хуан, декан факультета русского языка и литературы Пекинского университета; Жанар Ибраева, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби; Инга Мангус, президент Эстонской ассоциации преподавателей русского языка и литературы; Александр Зубрицкий, президент Азиатско-тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
Участники IV Международного педагогического форума «Текст культуры и культура текста»

Сквозной темой выступлений стала тема «нового стандарта», принимаемого в ходе реформирования систем образования в разных странах. 

Китай: русистика на подъёме

Доклад доктора филологии из Китая Мэй Хуан так и назывался: «Новый стандарт»; он был посвящён разработке новой методики и новой линейки учебников и методических пособий для изучения русского языка в системе среднего образования. В последнее время потребность в квалифицированных русистах в Китае велика, как никогда, в то же время чувствуются негативные последствия сократившейся в годы охлаждения отношений между нашими странами подготовки преподавателей русского языка. Если в начале 80-х годов китайские вузы ежегодно выпускали 300 тыс. преподавателей, то потом это число сократилось до 70 тыс. человек, преподавание русского языка в школах полностью прекратилось. Между тем практическая необходимость, глубокое взаимодействие между нашими странами во всех областях диктует необходимость возвращения преподавания русского языка в средней школе. 

Мэй Хуан

В настоящее время почти 150 вузов Китая ведут подготовку специалистов со знанием русского языка, выпускаются различные, в том числе и адаптированные, учебники, но учебник для школ существует только один. Назрела необходимость в создании новой, современной линейки учебников, и она создаётся, рассказала профессор Мэй, коллективом преподавателей Пекинского университета иностранных языков, Пекинского университета, Цзинаньской школы иностранных языков, Чанчуньской школы иностранных языков, Центрального университета национальностей, Второго пекинского института иностранных языков. 

Эта линейка будет состоять из книг для учеников (обязательная часть и факультативная часть), книг для учителей и аудиоприложений. При этом у каждой книги есть свой русский редактор – преподаватель. Материалы подобраны с учётом требований нового образовательного стандарта и современной концепции образования. 

Казахстан: эпоха испытаний

Совсем другие эмоции вызывают у преподавателей русского языка реформа образования в соседнем с Китаем Казахстане. Доктор филологических наук Жанар Ибраева не без тревоги говорила о непростом выборе языка, который  необходимо сделать многим родителям, преподавателями и руководителями учебных заведений. 

Статус русского языка в Казахстане меняется, появляются всё новые вопросы преподавания в мультилингвальной среде. Реформа школьного образования предполагает введение «нового стандарта» преподавания, диктует создание учебников нового поколения. А это означает отказ от классических приемов и отработанных методик и заставляет переводить преподавание на «кембриджскую технологию», которая в существующих условиях не обещает успешного результата, уверена профессор Ибраева. 

Жанар Ибраева

Проводимые реформы ведут ко всё большему переходу на казахский язык обучения. Так, с 1992 по 2010 годы число казахских школ увеличилось на 644, обучающихся в них стало больше на 810 тыс. человек. Число русских школ снизилось на 1665, количество обучающихся сократилось на 426, 8 тыс. человек. Сокращается общее число выпускников русских классов. В 2017 году выпускников школ с казахским языком обучения было 90  800, с русским – 39 300. 

В республике ощутима тенденция к сокращению бюджетных мест в вузах, где обучаются будущие преподаватели русского языка и литературы. По опросам, в русскую школу отдаст своего ребёнка 39,2 % родителей первоклашек, в казахскую – 31,5%, остальные разделились между другими языками и обучением на дому. 

Осложняет процесс выбора и принятая Дорожная карта развития трёхъязычного образования на 2015–2020 годы. Вопрос выбора языка обучения в Казахстане пока только набирает свою остроту, и это не может не настораживать.
Тем интереснее было послушать мнение прибалтийских коллег.

Опыт Прибалтики

Инга Мангус, президент ЭСТАПРЯЛ, выделила три образа русского языка в республике: русский язык как родной (изучается в русскоязычной школе), русский язык как иностранный (изучается в эстонской школе), наконец, третий вариант – когда русский язык остаётся в семье, а ребёнок учится в эстонской школе.

Говоря об изучении русскоязычными детьми государственного языка, профессор Мангус отметила, что, на её взгляд, изучение эстонского позволяет детям получать высшее образование. Это хорошо, поскольку в настоящее время высшее образование осуществляется только на эстонском языке, тем самым повышается конкурентность на рынке труда, улучшается социальная адаптация.

Коллеги задали друг другу много вопросов, активная дискуссия продолжилась уже в кулуарах форума и после перерыва в рамках круглых столов «Преподавание русского языка в условиях мультилингвизма», «Диалог с культурой или "информпробежка"», «Традиции vs инновации в обучении русскому языку», «Русский язык в зеркале социолингвистических исследований».

Также по теме

Новые публикации

Есть забава на Руси – на ночь слушать Би-би-си. Жившие в СССР во времена Брежнева люди старшего поколения должны помнить этот немудрёный стишок-шутку. Молодые люди этого не помнят, а действительно, в то время привычным занятием довольно многих советских людей было крутить по вечерам ручку настройки радиоприёмника. Стоило немалого упорства, чтобы сквозь шумы «глушилок» разобрать смысл слов иностранного диктора – из «Голоса Америки», «Радио "Свобода"» или того же Би-би-си.
Как привлечь молодёжь в театры? Где взять пьесы о проблемах современных подростков? Как театр может конкурировать с Интернетом и 3D-кино? В прошлом году эти вопросы стали государственными. Более 200 миллионов рублей из федерального бюджета выделили на поддержку детских и кукольных театров.  Кроме того, по всей стране успешно реализуется проект партии «Единая Россия» «Театры – детям», появляются новые фестивали, конкурсы и театры.
Москва в последние годы сильно преобразилась. От былого однообразия новогоднего украшения столичных улиц не осталась и следа. Серые, бесцветные дома, терявшиеся в безликих сумерках зимних вечеров, сменились яркими фасадами и разноцветной иллюминацией улиц и площадей. В столице и по всей России вплоть до Крещения продолжаются Святки, ну а в ночь с 13 на 14 января вся страна встретит старый Новый год. Праздники продолжаются!
Чувашский государственный университет  им. И. Н. Ульянова при поддержке фонда «Русский мир» проводит олимпиаду по русскому языку для школьников из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Туркмении. О том, как современные дети в Средней Азии владеют русским, мы поговорили с организаторами олимпиады – деканом факультета русской и чувашской филологии и журналистики ЧГУ А. М. Ивановой и заведующей кафедрой русского языка как иностранного Е. А. Кожемяковой.
В эти дни 130 лет со дня основания отмечает старейшая в России фабрика по производству стеклянных ёлочных игрушек,  – предприятие народных художественных промыслов «Ёлочка» в подмосковном Клину. В клинских игрушках, как в новогоднем шаре, выпукло отражается вся история рождественских и новогодних ёлок в России. Правда, поначалу стеклянные украшения использовались вовсе не для рождественских ёлок, а для женских нарядов.
На состоявшейся в российском посольстве в Риге традиционной предновогодней  пресс-конференции российский посол в Латвии Евгений Лукьянов провёл итоговую пресс-конференцию для журналистов. Говорили на темы, увы, отнюдь не праздничные: о проблемах русского образования в Латвии, про войну санкций, про скандальный закон о статусе участников Второй мировой войны в Латвии и о многом другом.
Он всю жизнь занимался русской стариной – древнерусским языком. Андрей Анатольевич Зализняк один составил целую эпоху в русской исторической лингвистике, и вклад его в наши знания о прошлом собственного языка бесценен.
За свою долгую творческую жизнь композитор Владимир Шаинский написал сотни музыкальных произведений. Но в историю музыки он, безусловно, вошёл как классик детской песни. Его мелодии не просто узнаваемы, но по-прежнему популярны. Накануне стало известно, что автор многих любимых песен скончался на 93-м году жизни.