RUS
EN
 / Главная / Публикации / Память о преодолении смуты: фактор консолидации Русского мира

Память о преодолении смуты: фактор консолидации Русского мира

Редакция портала «Русский мир»05.11.2017

Круглый стол «Минин и Пожарский: память о спасителях России сквозь века и границы», организованный в рамках XI Ассамблеи Русского мира, состоялся на площадке филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал». Обсудить актуальные вопросы исследования и популяризации подвига Нижегородского ополчения 1611–1612 гг., значение Дня народного единства в культурной памяти современного российского общества собрались ведущие специалисты по истории XVI–XVII вв.


Выбор такой тематики круглого стола, предложенной участникам ХI Ассамблеи Русского мира, был определён неслучайно и не являлся формальным отражением признательности за гостеприимство от гостей к хозяевам – потомкам нижегородцев, сформировавшим по инициативе купца Кузьмы Минина два подряд ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. 

Существовала ли альтернатива движению народного ополчения в XVII веке на фоне бездействия оккупированной Москвы, когда народ спасал свою власть, а не власть – народ? В чём заключается феномен поведения простого мясника Кузьмы Минина в историческом контексте? К чему обязывает современников опыт преодоления событий средневековой Смуты на Руси? Возможно ли возникновение прообраза Смуты в современных российских условиях? Какие угрозы, как внутренние, так и внешние, ощущают на себе россияне сегодня – и как с ними бороться?


Ответы на эти, равно как и на другие, не менее острые, многочисленные вопросы старались раскрыть для себя в многочасовой дискуссии авторитетные российские учёные – специалисты по Средневековью, представлявшие Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,  Нижегородский государственный технический университет, Рязанский государственный университет им. Сергея Есенина, Институт российской истории РАН, Комитет по делам архивов Нижегородской области, журнал «Наука и религия» (всего в работе круглого стола участвовало свыше 12 ведущих российских историков).

Звучавшие на круглом столе доклады и сообщения касались самых разных аспектов памяти о событиях четырёхсотлетней давности, но ключевым значением для всех участников обладала проблема качественного диалога учёного сообщества с массовой аудиторией. Так, выступления профессора Рязанского госуниверситета Вячеслава Козлякова и руководителя Комитета по делам архивов Нижегородской области Бориса Пудалова были посвящены реконструкции аутентичных социокультурных мотивов освободительного движения 1611–1612 гг., а ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Дмитрий Лисейцев представил ряд неизвестных широкой публике сведений о жизни Кузьмы Минина после победы над интервентами. 


Модератор встречи Алексей Морохин (ННГУ им. Н. И. Лобачевского) обратил внимание аудитории на особенности формирования мемориального культа Минина в Нижнем Новгороде XVIII–XIX вв., а его коллега и постоянный соавтор Андрей Кузнецов акцентировал приоритетность честного и многомерного освещения истории Смутного времени для успеха в деле патриотического воспитания молодёжи. Сходное мнение высказал и доцент Нижегородского технического университета Павел Чеченков. Объёмный и глубокий взгляд на созидательный потенциал памяти о преодолении Смуты был предложен главным редактором журнала «Наука и религия» Сергеем Антоненко, который проанализировал восприятие согражданами государственного праздника 4 ноября.

Сообщения историков Александра Малова (ИРИ РАН) и Вероники Беляевой (ННГУ им. Н. И. Лобачевского) касались преломления образов Минина и Пожарского на страницах научных и популярных изданий последних лет. Заведующий кафедрой истории средневековых цивилизаций ННГУ Артём Маслов говорил о сложностях полноценной репрезентации мининской биографии в странах дальнего зарубежья.

Свидетельством включённости памяти о спасителях Отечества в более широкий гуманитарный контекст стали доклады советника исполнительного директора фонда «Русский мир» Анатолия Блинова и основателя первого русского музея в Австралии Михаила Овчинникова, рассмотревших, соответственно, тему внешних угроз единству российского общества и вопросы консолидации общин соотечественников за рубежом.

Подвиг Минина, по достоинству оценённый жителями как прилегавших, так и отдалённых русских городов – в Светках и Вологде, Арзамасе, Ярославле и Смоленске, – влившихся в Народное ополчение, неразрывно связан с представлениями о патриотизме как в XVII веке (когда в созыве «Совета всея земли» 7 апреля 1612 года рождается формула русского патриотизма «За веру и отечество»), так и патриотическими движениями в монархической, позднее – советской России, и в наши дни.


По оценке участников круглого стола, формирование Народного ополчения – снизу, а не по указке – следует рассматривать как начало демократизации нашей истории, российского общества в целом.

Наряду с этим следует осознавать, что события 1611–1612 годов – это лишь один из многочисленных эпизодов, хотя, безусловно, одно из наиболее ярких проявлений сплочённости русских перед лицом общей угрозы. При этом не следует переоценивать его, возводя до уровня одного из основных исключительных общегосударственных праздников – Дня народного единства, обходя должным вниманием другие исторические вехи. 

По мнению историков, участвовавших в работе круглого стола, существующую программу празднования Дня народного единства в России необходимо совершенствовать, подняв статус Дня за счёт демонстрации его исторической значимости, отказавшись от излишней фольклорности.

Идеи патриотизма в наши дни, к сожалению, слишком дежурно воспринимаются рядом политиков, стремящихся к обретению собственной популярности, выписывающих лозунги «Ура! Вперёд!» на знаменах патриотизма, на обломках рухнувшей коммунистической идеологии, стремящихся к обретению таким образом поддержки среди сохраняющих ещё значительные различия между собой социальных слоёв российского общества, подчеркнул ряд участников круглого стола. 

Драматические события Смуты на Руси и движения народного сопротивления 1611–1612 годов недостаточно достоверно и активно отражаются в произведениях современных российских кинематографистов, в российских СМИ. Упоминания о них практически отсутствуют в зарубежной исторической науке, предельно скупо отражены в Википедии, в других западных интернет-источниках, на страницах зарубежных школьных учебников, считают участники круглого стола.

По предложению участвующего в работе круглого стола князя Никиты Лобанова-Ростовского присутствовавшие на нём российские историки сформулируют пакет собственных предложений по совершенствованию имеющихся исторических исследований, затрагивающих историю нашего государства периода Средневековья, и направят его в виде резолюции участников круглого стола председателю Российского исторического общества С. Е. Нарышкину.

И в ходе обсуждения отдельных докладов, и в итоговой дискуссии участниками круглого стола неоднократно подчеркивалась связь адекватного осмысления уроков Смутного времени с возрождением комплексного подхода к преподаванию отечественной истории, русского языка и литературы в средней школе. Намеченные благодаря Ассамблее инициативы в области сохранения и популяризации историко-культурного наследия XVI–XVII вв. с необходимостью повлияют на проблемно-тематический кадр авторитетной научной конференции «Мининские чтения», которая пройдёт в Нижнем Новгороде осенью 2018 г.

Также по теме

Новые публикации

13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.
Если бы у старшего научного сотрудника Международного института страноведения имени Лейбница в Лейпциге Изольды Браде спросили, с чем связаны главные метаморфозы её жизни, она, скорее всего, ответила бы: с русским языком. Специалист по урбанистике в России, за свою жизнь она объехала полторы сотни российских больших и малых городов.