RUS
EN
 / Главная / Публикации / Будущий и настоящий «Учитель для России»

Будущий и настоящий «Учитель для России»

Анна Генова08.11.2017

Фото choosetoteach.ru

Идея программы «Учитель для России» зародилась у двух выпускниц СПбГУ, Алёны Макович и Елены Ярмановой, после знакомства с крупнейшей международной сетью независимых социальных предприятий Teach for All («Учёба для всех»). С тех пор прошло 4 года, а в этом году российская программа выпустила первых выпускников. 

Создатели и команда программы рассказывают в интервью «Русскому Миру», как воплотить в жизнь постулат «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Своими мыслями поделились сооснователи программы «Учитель для России» Алёна Маркович (отвечает за реализацию программы) и Елена Ярманова (в её ведении – следования и оценка результатов),  координатор процесса отбора участников Алексей Столяров, Ольга Фогельсон (коучинговая поддержка участников и Летний институт программы) и Вероника Сергеева (отвечает за работу с выпускниками).


– В чём смысл идеи Teach for All и как возник её российский вариант? 

Вероника Сергеева: Суть модели в следующем: выпускники престижных вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурс на участие, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу – новые кадры. Школы, в которых преподают новые учителя, выбираются по уровню достигнутых академических показателей (обычно невысоких) и с учётом окружающего социально-экономического контекста (скорее, неблагоприятного). Задача учителя в такой ситуации — помочь своим ученикам найти мотивацию к учёбе и поверить в себя, повысить их интерес к школьному образованию и, тем самым, его непосредственные результаты. На протяжении двух лет учителя получают методическую и стипендиальную поддержку от программы, а по их истечении могут продолжить педагогическую карьеру или развивать сферу образования из другого карьерного поля.
 
Программы Teach for All, которые сейчас работают уже в 45 странах, нацелены на предоставление равных образовательных возможностей детям с самыми разными стартовыми условиями. Проще говоря, надо сделать так, чтобы место, где ребёнок родился, не являлось ограничивающим фактором для его профессионального самоопределения, мечтаний и амбиций. В свою очередь, новому учителю программа даёт возможность начать карьеру в образовании, проявить свои лидерские качества и разработать собственные проекты, которые смогут влиять на образование системно.
 
Алёна Маркович: Когда я узнала, что во многих странах мира существует программа, благодаря которой выпускники лучших вузов, перед которыми открыты все двери, делают выбор посвятить два года работе в школе, мне эта идея показалась совершенно несовместимой с российской реальностью... и оттого очень привлекательной. Эта модель бьёт в корень многих существующих в нашем обществе проблем: в первую очередь, она в состоянии изменить тот несправедливо низкий статус, которым обладает для многих профессия учителя. Сделать «ребрендинг» этой профессии, обеспечить её восприятие не только как благородной, но и как престижной, – в этом одна из наших важнейших целей.

– В чём состоит суть программы «Учитель для России»?

Алёна Маркович: Команда программы ищет и отбирает недавних выпускников ведущих российских вузов и специалистов со сложившейся карьерой, обладающих лидерскими навыками, желающих работать с детьми и способных на высоком уровне преподавать программу школьных дисциплин. Участники, прошедшие многоступенчатый отбор, становятся учителями в массовых российских школах, где дети особенно нуждаются в современных, талантливых и мотивированных педагогах. В 90 % случаев участие в программе предполагает переезд в небольшой населённый пункт: город, посёлок или деревню. Помимо стандартной школьной зарплаты, учителя программы получают стипендию в 35 000 рублей. Эти выплаты позволяют участникам снимать жильё в новом регионе, работать на полную ставку (от 18 часов) и помогают полностью сконцентрироваться на преподавании и обучении. Продолжительность программы составляет 2 года; параллельно с работой каждый учитель посещает ежемесячные встречи и семинары и проходит заочное обучение по программе профессиональной переподготовки, созданной нами совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. 

«Учитель для России» – это общественный проект, создающий сообщество талантливых специалистов, изнутри изучивших российскую систему образования и способных дать импульс для её обновления и развития. Программа служит катализатором развития для массовых российских школ, где учится большинство детей в нашей стране и формируется будущее российского общества.

Философия программы заключена в формуле «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Под термином «авторства» мы подразумеваем способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим. 

– Программа двухгодичная, и проводится она совместно с Высшей школой экономики. Сложно ли было договориться с одним из самых престижных вузов страны?

Елена Ярманова: Договориться о сотрудничестве было несложно – до запуска программы мы участвовали в конкурсе инноваций Института образования и были одними из его финалистов. Александр Сидоркин, директор Института образования на тот момент, был хорошо знаком с моделью проекта и поддерживал нас как во время конкурса, так и когда речь шла о возможном партнёрстве в сфере организации образовательной программы.

– Как сказал в интервью один из участников программы, «нет универсального критерия, который определяет хорошего учителя». Как вы тогда отбираете учителей? 

Алексей Столяров: В некотором смысле, действительно, можно согласиться с тем, что единого универсального критерия, который автоматически определяет хорошего учителя, не существует. Таким критерием, безусловно, не является педагогическое образование или некая абстрактная «любовь к детям». Невозможно успешно работать в школе, имея в запасе только сильнейшую мотивацию или энергичность. Любой хороший учитель – это целая совокупность факторов, навыков, умений, знаний и черт характера. Зачастую они неповторимы и смешиваются каждый раз в разных пропорциях.

– Какие критерии вы применяете при отборе педагогов? 

Алексей Столяров: Важнейшие критерии нашего отбора: мотивация, энергичность и знание предмета. Но мы также обращаем внимание на стрессоустойчивость, авторскую позицию, коммуникативные навыки, принятие инаковости, понимание своих сильных и слабых сторон. Внутри программы у нас прописан минимально приемлемый уровень каждого из указанных критериев. Но в целом, как и было сказано, они могут сочетаться в различных пропорциях.

– Перед выходом в «открытый космос» участники проходят интенсивный пятинедельный летний курс. Чему ваши выпускники там учатся?  

Ольга Фогельсон:  Обучение в нашем «Летнем институте» длится 5 недель, занятия проходят по 12 часов в сутки почти без выходных, и заканчивается непосредственно перед первым днём начала работы в школе.  Курс состоит из трёх больших блоков, где первый – это знакомство с собой. Он  состоит из цикла тренингов – постановки голоса, театрального мастерства, бизнес-игр. Вторым большим этапом является создание нескольких паралелльных площадок для встреч с детьми. Мы организуем несколько городских лагерей, которые позволяют ученикам школ-партнёров летом заняться интересными предметами и посмотреть на школу с другой стороны. И последний, важнейший этап – это работа с методистами и лекторами над программой, предметом и законодательной системой в рамках школьного образования. 

Тем не менее «Летний институт» – это лишь начало обучения. Когда учителя начинают работу в школах, мы продолжаем с ними работать, во многом адресно, ведь у каждого возникают свои сложные моменты. Это и работа с личным «коучем», с лучшими практикующими педагогами страны, с директорами школ, с экспертами, ежемесячные общие двухдневные тренинги, постоянная поддержка онлайн в виде еженедельных вебинаров и возможность в любое время позвонить наставнику. По часам такая нагрузка тянет на настоящую магистратуру. По итогам двух лет наши учителя получают от НИУ ВШЭ диплом, свидетельствующий, что они прошли программу профессиональной переподготовки по педагогике.

– За те два года, что действует программа, наверняка уже есть какие-то конкретные плоды. Как бы вы их оценили? 

Елена Ярманова: У нас уже есть достижения. Регулярно мы проводим опрос «Трипод», который замеряет атмосферу в классе конкретного учителя. Приятно отметить, что каждый раз участники показывают особенно высокие результаты по разным параметрам (умение построить интересный для детей урок, умение поощрить выражение детьми собственных мыслей и позиции, вовлечение в диалог и обсуждение, умение объяснить материал разными способами).

100% всех выпускников программы остались работать в сфере образования. Начинает формироваться сообщество людей с общим опытом работы в системе, которые горят своими проектами и образованием.

Очень радостно, что большинство действующих и выпускавшихся участников (более 95 %) отмечают, что они с высокой вероятностью посоветовали бы участие в программе своим знакомым.

– Это хороший результат. Можете привести несколько конкретных примеров, как сложилась судьба ваших выпускников?

Вероника Сергеева: Таких историй очень много. Расскажу одну, очень тронувшую лично меня. Участница первого набора Марина Кудасова два года преподавала английский в школе № 30 города Воронежа. Класс был сложный, знания по английскому очень низкие, но Марина терпением и индивидуальным подходом добилась невероятных результатов, а также создала прекрасные дружеские отношения в классе. По окончании участия в нашей программе Марина ушла из школы, и на последних уроках в качестве прощания проводила для детей разные конкурсы и лотереи, вручала подарки. Одного из мальчиков, единственного, кто смог за два года из троечника стать отличником по английскому, Марина решила наградить особенным кубком – за самый «умопомрачительный прогресс», о чём и сообщила классу. В ответ ребята стали бурно аплодировать и кричать ему – мальчику, который ещё год назад считал себя неудачником: «Молодец!». Мальчик не смог выйти с места, чтобы получить кубок, – он просто разрыдался, а класс минут пять аплодировал ему. Марина просто поставила кубок рядом с ним. 

– С течением времени что-то приходится менять в программе? 

Елена Ярманова: Изменения происходят все время. Мы растём, выходим в новые регионы, наборы участников разные как «по характеру», так и по настрою. Постоянно нужно налаживать заново части процесса. Поэтому в этом году мы больше внимание уделяем «внутренним исследованиям» – исследованиям, направленным на системную работу c разными частями программы – от рекрутинга и отбора до маркетинга и образовательной программы.

 





Также по теме

Новые публикации

Всё хорошее когда-нибудь подходит к концу. Наш чемпионат мира по футболу завершён. «Наш» здесь – не оговорка. Целый месяц внимание даже обычно далёких от футбола россиян было приковано к событиям мирового первенства. И вряд ли найдётся много тех, кто хоть немного не переживал за нашу сборную в драматические минуты игр с Испанией или Хорватией.
Самой красивой деревней России этим летом признали село Большой Куналей в Бурятии. Третий год премию вручает ассоциация «Самые красивые деревни России». Прежним  победителям звание «самая красивая» принесло приток туристов, статьи в большой прессе и даже побратимские связи с красивыми селами – коллегами из-за рубежа.
Переменчивая эстонская погода не отпугнула в минувшие выходные преданных друзей международного музыкально-фольклорного фестиваля-ярмарки «Цветок папоротника» (бывший «Славянский свет»), а разнообразие программы привлекло на фестивальные площадки и новых зрителей.
Валерий Бухвалов – известный латвийский педагог, один из лидеров движения в защиту русских школ и русскоязычного образования. В своей статье он рассуждает о том, возможно ли формирование знаний у детей в школе на неродном языке, а воспитание культурной идентичности  –  на родном, русском языке и как этого добиться. Для Латвии сейчас это очень актуальный вопрос.
По мнению проректора по международным отношениям ДВФУ Виктории Пановой, сегодня для того чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными вузами, необходимо ориентироваться на создание уникальных инновационных образовательных продуктов, использующих сильные стороны российских вузов, ориентируясь при этом на запрос со стороны международного образовательного рынка.
В дни чемпионата мира по футболу иностранных болельщиков можно встретить не только на Красной площади и ставшей вдруг всемирной известной Никольской улице. Почти во всех городах, где проходят игры, отмечают увеличение количества посетителей в музеях, галереях, парках и т.д. Даже русскую классику сметают с полок книжных магазинов
Количество иностранных студентов в российских вузах постоянно растёт. Сегодня в стране обучается 272 тысячи иностранных студентов. По сведениям Минобрнауки, к 2025 году число обучающихся по очной форме иностранных граждан в российских образовательных учреждениях (среднего, профессионального и высшего образования) должно увеличиться до 710 тысяч.
Почему «Слово о полку Игореве» – невероятно актуальное произведение и как современные интернет-технологии могут помочь учителю увлечь школьников классикой? Об этом рассуждает учитель литературы в московской гимназии № 1514, член Гильдии словесников Антон Скулачёв.