RUS
EN
 / Главная / Публикации / Дмитрий Хворостовский: Хочу вызывать сильные эмоции

Дмитрий Хворостовский: Хочу вызывать сильные эмоции

Анна Генова24.11.2017


22 ноября остановилось сердце лучшего баритона России. Имена Энрике Карузо, Марио Ланца, Фёдора Шаляпина, перед которыми он преклонялся, высечены в истории вокального искусства. Теперь к ним прибавится ещё одно — Дмитрий Хворостовский.


Когда Диме Хворостовскому было 4 года, мама ему поставила партию Мефистофеля из оперы Гуно в исполнении Шаляпина. И хотя мальчик не понимал языка (исполнение было в оригинале, по-французски), он решил, что будет певцом. В семье Хворостовских все любили музыку, его отец был приверженцем классической музыки и внимательно следил за развитием музыкальных способностей ребенка. 

В доме была очень богатая фонотека. Правда, по красноярским улицам разгуливали хулиганы. Возможно, именно после мальчишеских драк в Диме проснулся настоящий боевой дух, поначалу малоуправляемый: к ужасу родителей, в юности он играл в рок-группе и заодно грозился уйти из дома строить БАМ. Правда, и в зрелые годы в общении с коллегами и на сцене Дмитрий не раз демонстрировал свой пылкий темперамент.

Тем не менее он окончил музыкальную школу, потом поступил в Красноярский институт искусств, за которыми последовал Красноярский государственный театр оперы и балета, а затем и лучшие площадки мира. Не имея связей на западной сцене, он в 25 лет стал обладателем титула «Лучший певец мира» на Международном конкурсе оперных певцов Би-Би-Си, что и дало старт звёздной карьере.

В 1991 г. Хворостовский уже пел с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сэйдзи Одзава на знаменитом Тангелвудском фестивале – звучала опера Чайковского «Пиковая дама». Дмитрий исполнял партию Елецкого. В той же роли через несколько лет он выступит в нью-йоркской Метрополитен-опере вместе с Пласидо Доминго и Элизабет Сёдерстрём. А также с однокашником по Красноярской консерватории Николаем Путилиным, вместе с которым Хворостовский учился у прославленного вокального педагога Екатерины Константиновны Иофель, которая воспитала более 100 известных певцов. Она ушла совсем недавно, в январе этого года, на 93-м году жизни.

Д. Хворостовский и Е. Иофель. Фото: tvk6.ru

После сенсационной победы на международном конкурсе в Кардиффе баритон был нарасхват. Он получал ангажементы в лучших оперных театрах, среди которых Ковент-Гарден, Берлинская государственная опера, Ла Скала, Венская опера. Только в Метрополитен-опере Хворостовский выступил более 180 раз, исполнив заглавные партии в «Дон Жуане», «Риголетто»,  «Дон Карлосе»,  «Трубадуре» и других. В память о певце, которого уже давно называют великим, в этом крупнейшем оперном театре мира прозвучат четыре исполнения «Реквиема» Джузеппе Верди, одного из самых любимых композиторов певца. Хворостовского помнят и в Венской опере, которая, скорбя о музыканте, подняла чёрный флаг. Лондонская Королевская опера посвятит Хворостовскому ближайшую премьеру «Риголетто». Публика Ковент-Гардена помнит, как одарённый прекрасным телосложением певец и вообще красивый мужчина перевоплощался в хромого уродливого старца, а уж насколько сложно петь в полусогнутом состоянии, поймут только другие певцы. 

Прошло семь лет, и Хворостовский опять вспомнил о «Риголетто» в одном из своих последних выступлений, в мае этого года. Реакция аудитории на неожиданное появление певца на гала-концерте Метрополитен-оперы, скорее, напоминала вой ярых фанатов рок-идола. Хворостовский исполнил арию Риголетто «Куртизаны, исчадье порока», стараясь полностью войти в образ, несмотря на смокинг и на скованность в движениях из-за болезни. Ему это удалось. 

 

Хотя певец с семьей уже давно обосновался в Лондоне, он нередко говорил, что в России бывает чаще, чем в Великобритании. Последний его концерт состоялся в конце декабря 2016 года в родном Красноярске, куда он приехал, превозмогая болезнь. На протяжении своей активной творческой карьеры певец неоднократно сотрудничал со столичными театрами — Мариинским, «Новой оперой», Большим.  

«Я человек очень скромный и тихий, но иногда безумствую, иду на дикий риск и хочу вызывать сильные эмоции», – как-то сказал Хворостовский в интервью британской «Таймс». Конечно, певец имел в виду свою деятельность на сцене, хотя и в жизни он был человеком неординарным. 

Дмитрий Хворостовский, «Риголетто». Фото: liveinternet.ru

В 2004 году Хворостовский дал первый сольный концерт с оркестром и хором на Красной площади, который транслировали в 25 странах. Через пару лет он появился там же со знаменитой американкой Рене Флеминг. В 2013 зрителей покорил дуэт Хворостовского с российской оперной дивой Анной Нетребко. 

В одном из интервью его спросили, не собирается ли он петь в мюзикле. Хворостовский пошёл гораздо дальше. Популярные мелодии не только легендарных советских песен, таких как «Подмосковные вечера» и «Тёмная ночь», но и попсовые хиты он сумел облагородить. И тут же приводил в пример кафешантанные мелодии, вроде романса «Очи чёрные», который с удовольствием пел великий Шаляпин.  Все новое – это хорошо забытое старое, подчёркивал Хворостовский. 


«С первых наших встреч, когда ему было всего 25 лет, он исполнял романсы с глубочайшим пониманием всех драматических и технических нюансов. Я думаю, для того чтобы спеть так, что за два отделения публика не устанет, нужен всё-таки особый дар», – вспоминает Илья Ивари, знаменитый эстонский пианист и аккомпаниатор, с которым Хворостовский много и плодотворно работал. В исполнении Хворостовского советские песни и песни военных лет, русские народные песни приобретали совершенно другое звучание. Он выступал с этими программами по всей России – разумеется, наряду с непрекращающимися проектами, связанными с классической музыкой.

Проект «Хворостовский и друзья» представил в России множество звёзд мировой величины, многие из которых приехали в Россию, потому что их пригласил Дмитрий. В дальнейшем эти концерты были нацелены на благотворительность – все средства, вырученные от концертов, шли на лечение тяжелобольных детей. 

Дмитрий Хворостовский исполняет советские хиты в Красноярске. Фото: ria.ru

Отдельной страницей в творчестве певца были его совершенно особые отношения с композитором Георгием Свиридовым. В частности, в исполнении Хворостовского в Лос-Анджелесе прошла премьера цикла «Отчалившая Русь» (1994 год). «После последних аккордов американцы встали, и стало понятно, что Свиридов принят и его музыка будет звучать во всем мире», – вспоминает пианист Михаил Аркадьев. В исполнении Хворостовского и Аркадьева прозвучал и вокальный цикл «Петербург», написанный Свиридовым специально для певца. 

В последнее время Дмитрию Хворостовскому было тяжело выходить на сцену, но он тем не менее продолжал работать в студии. 9 июня 2017 годы компания Delos Records выпустила новый альбом «Russia Cast Adrift» – вокальный цикл «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина в исполнении Хворостовского.

Дмитрий Хворостовский был неоднократно награждён различными званиями, его именем даже назван астероид (7995), открытый астрономом Крымской астрофизической обсерватории. Но главное, что заслужил он своей самоотверженной работой, – это глубокое уважение коллег и искреннюю любовь тысяч поклонников его творчества, живущих по всему миру.

Также по теме

Новые публикации

Памятник Илье Муромцу недавно с помпой открыли в Киеве. На Украине событие подали как весомый (ещё бы – две тонны бронзы) аргумент в пользу версии о черниговском происхождении Ильи Муромца. У соседей же считают, что богатырь родился под Черниговом, а не в Карачарове Владимирской области, как следует из былин канонического цикла. О том, что связывает былинного богатыря с Муромом, узнал корреспондент «Русского мира».
Близится начало нового учебного года, и в русскоязычном сообществе Южной Кореи идёт активное обсуждение русских учебных заведений, школ, кружков и детских клубов.  Родители выбирают детям их учебный путь: отдать в корейскую, русскую или международную школы, подбирают факультативы и программы домашнего образования, ищут, как и где можно обеспечить детям комфортную среду для дружбы и общения.
За последние годы количество студентов, изучающих русский язык на филологическом факультете Ферганского государственного университета, выросло в несколько раз. После долгих лет забвения русский язык сегодня требуется практически везде, отмечает старший преподаватель кафедры русского языка и литературы филологического факультета ФГУ Олеся Веч.
В марте 2018 года сопредседатель партии Русский союз Латвии (РСЛ) Мирослав Митрофанов приступил к обязанностям депутата Европарламента, сменив на этом посту Татьяну Жданок. В интервью «Русскому миру» он рассказал, как русскоязычные депутаты добиваются решений ЕП в пользу своих соотечественников в Прибалтике.
В соответствии с Франко-русской военной конвенцией 1892 года, наши страны были союзниками в той войне, которую во Франции всегда называли Великой войной, а в царской России – Второй Отечественной. Мы называем ту жестокую войну Первой мировой, и в этом году мир готовится отметить столетие её окончания.
255 лет назад – 3 августа (22 июля по старому стилю) 1763 года русская императрица Екатерина II подписала манифест, дозволяющий иностранцам селиться в России. И вот поначалу сотни, тысячи, а потом и сотни тысяч европейцев обрели на территории Российской империи новую родину, а вместе с ней и новую – зачастую более успешную – жизнь.
Сохранение традиционных ценностей, восстановление после «литературной катастрофы» девяностых, интерес к истории, мифологии и строгому реализму, поиск здравого смысла как цементирующей основы культуры – эти и другие вопросы обсуждались на семинаре «Долг, ответственность, время: современная картина мира глазами русских писателей», который провела Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы в Буэнос-Айресе 11–13 июля.
Ответ на этот весьма непростой вопрос пытались найти для себя российские участники двустороннего семинара «Современные миграционные процессы и их общеевропейские вызовы». Семинар прошёл с 26 по 28 июля в стенах Академии политического образования в баварском городке Тутцинг