RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вуз меняет профессию

Вуз меняет профессию

Ирина Ивойлова28.11.2017

Фото: worldskills.ru

В ближайшие годы профессии турагента, переводчика, библиотекаря, курьера, почтальона и даже токаря и фрезеровщика могут вовсе исчезнуть. Обучение всё чаще будет идти по Интернету, переучиваться придётся каждые два года, а слово работодателей станет решающим на выпускных экзаменах в вузах.

По данным опроса ВЦИОМ, сегодня 47 процентов россиян считают, что выпускникам вузов всё сложнее найти работу по той специальности, которую они получили: нет мест или выпускники не соответствуют требованиям.

91 процент работодателей уверены, что у студентов слишком мало практических умений. Это признают и сами выпускники: 56 согласны с тем, что практики им остро не хватает. Как подготовить к новым требованиям школьников и студентов? Какие профессии должны давать колледжи и вузы?

– Каждые два года объём знаний, накопленных человечеством, удваивается. Будут исчезать самые массовые профессии – водитель, продавец. Уже сейчас создана крупнейшая торговая компания в мире, которая не имеет продавцов. В ней задействованы только почтовые работники, – рассказал на парламентских слушаниях, посвящённых стратегическому планированию в сфере образования, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Кто будет нужен? В частности, специалисты по искусственному интеллекту, 3D-технологиям, появятся новые профессии на стыке разных дисциплин. Востребованы будут специалисты по реверсивному инжинирингу, инженерии космических систем, технологии композитов, прототипированию. Понадобятся эксперты для оценки онлайн обучающих программ. В Минобрнауки задумались о стратегическом планировании.

Средства получат региональные вузы и колледжи с профессиями из топ-50

Как пояснила замминистра образования и науки Валентина Переверзева, в декабре этого года министерство подготовит прогноз научно-технологического развития, идёт разработка отраслевой стратегии развития образования, которая по плану должна появиться в начале 2018 года. Что станет главным в ближайшие годы?

– Развитие условий для непрерывного образования, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности работников, изменение образовательных программ под перспективные направления научно-технологического развития, – назвала самые важные задачи Переверзева.

Иными словами, принцип «где родился – там и пригодился» для молодёжи устарел. Человек должен быть готов учиться, переучиваться, менять профессию и место жительства. Фраза «двадцать лет на одном месте» будет из разряда фантастики.

Минобрнауки готово поддерживать рублём региональные вузы. К концу декабря будет ясно, какие из 121 вуза, как опорные, получат финансирование на своё развитие. Поддержка опорных вузов продолжится и впредь.

Квалификационный экзамен в университетах может стать обязательным для всех выпускников.

Много нареканий звучит к колледжам и техникумам, которые выпускают не тех рабочих, которые нужны современной России. Далеко не все колледжи готовят ребят по перспективным профессиям из топ-50. Есть проблемы с развитием государственно-частного партнёрства, без которого образование не сможет жить и развиваться.

– По результатам конкурса 44 региона в 2018 году получат субсидии на модернизацию региональных систем среднего профобразования, в том числе – для подготовки кадров по специальностям топ-50, – рассказала замминистра Валентина Переверзева.

56 процентов студентов считают, что в вузах не хватает практических занятий

В школах около 20–25 процентов – неуспешные дети, которые с трудом находят себе место в жизни. «Надо учиться с ними работать», – предложила экс-министр образования Московской области депутат Госдумы Лидия Антонова.

По идее, учить педагогов, как работать с разными группами детей, должны институты повышения квалификации. А там зарплата сотрудника – 50 рублей в час. Кто пойдёт за такие деньги? Вот иногда и получается, что педагогов учат люди, чья квалификация гораздо ниже, чем у самих школьных учителей.

– Когда-то китайцы говорили: если твой план на один год – сажай рис, если на 10 лет – выращивай деревья, если на всю жизнь – воспитывай детей. Одна из самых серьёзных задач ближайших лет – воспитание, – согласен с ней её коллега по Госдуме Олег Смолин.

Чтобы образование готовило тех людей, которые нужны экономике, и служило социальным лифтом для самых достойных, надо тратить на него 7 процентов валового национального продукта, а не 3,6 как сейчас.

– Мировой опыт показывает: чем больше стране нужна модернизация, тем выше должны быть расходы на образование, – уверен Олег Смолин. А зарплата педагогов должна привязываться не только к средней по региону, но и к средней по стране.


Также по теме

Новые публикации

Редакторы Центра по изучению Ирана и Евразии составили исчерпывающий список организаций, где в Иране можно изучать русский язык. В десяти иранских вузах есть кафедры русского языка. Помимо полноценных бакалаврских и магистерских программ студентам предлагаются отдельные спецкурсы на русском языке, а в Тегеранском университете даже есть аспирантура, связанная с изучением русского языка.
В Риге прошёл пятитысячный митинг в защиту образования на русском языке, организованный Русским союзом Латвии (РСЛ). Участники шествия прошли по улицам города с плакатами, на которых можно было прочитать на трёх языках – русском, латышском и английском – требования остановить лингвистический геноцид в Латвии.
С 25 августа по 1 сентября 2018 года в Смоленском государственном университете при поддержке фонда «Русский мир» проходили курсы повышения квалификации по русскому языку «Русский язык в зеркале межкультурной коммуникации» для представителей Австрийской ассоциации учителей русского языка и литературы.
7 и 8 сентября 2018 в Северном Вермонтском университете – Линдон (Вермонт, США) при поддержке фонда «Русский мир» прошла Международная научная конференция «Читая Солженицына», посвящённая 100-летнему юбилею писателя. Конференция в штате Вермонт проводится не случайно: в городе Кавендиш художник жил и работал более 18 лет. Именно здесь он обдумывал и писал роман-эпопею «Красное колесо».
«Том Сойер Фест», существующий уже три года, в минувшем августе стал международным. На фестиваль восстановления исторической среды приехали поработать в Россию иностранцы из Франции, Финляндии, Италии, Тайваня и Малайзии. «Международное название помогло», – считает идеолог фестиваля, историк, урбанист и журналист Андрей Кочетков.
С 6 по 9 сентября в Москве прошёл ставший уже традиционным V Международный конгресс переводчиков художественной литературы. Важный факт: в этом году участников было в пять раз больше, чем на первом конгрессе. Ну а вишенкой на торте стало вручение премии Читай Россию/Read Russia за лучший перевод произведений русской литературы.
Уже четвёртый год подряд молодой соотечественник из Израиля Иван Бодров проводит свой отпуск весьма необычным образом – он расчищает от мусора арктические острова. В течение месяца его ждёт тяжёлый физический труд – с утра до вечера при нуле градусов. Но без этого, говорит Иван, он теперь не представляет свою дальнейшую жизнь.
О месте русского языка в зарубежных школах, роли Герценовского университета в популяризации русского языка и культуры в других странах и создании высокоадаптивной среды для студентов-иностранцев в России рассказала проректор по международному сотрудничеству РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Александровна Комарова.