RUS
EN
 / Главная / Публикации / «В погоне за английским языком мы потеряли русский». В Узбекистане возвращается интерес к русскому языку

«В погоне за английским языком мы потеряли русский». В Узбекистане возвращается интерес к русскому языку

Светлана Сметанина07.08.2018

За последние годы количество студентов, изучающих русский язык на филологическом факультете Ферганского государственного университета, выросло в несколько раз. После долгих лет забвения русский язык сегодня требуется практически везде, отмечает старший преподаватель кафедры русского языка и литературы филологического факультета ФГУ Олеся Веч.

– Какая сейчас ситуация с изучением русского языка в университете? Уменьшилось ли количество студентов по сравнению с советским периодом?

– Наш факультет – один из старейших, он был образован в 1936 году. Сначала в университете (до 1991 года – Ферганском педагогическом институте, – ред.) было четыре факультета и среди них – факультет русской филологии. Он просуществовал до 1993 года.
 
А затем настали другие времена. Количество студентов сильно уменьшилось, и мы сократились до одной группы – в то время мы набирали всего 25 студентов. Факультет русской филологии перестал существовать и превратился в отделение русского языка в составе факультета филологии. На сегодняшний день у нас существует филологический факультет с тремя отделениями: русского языка, таджикского и узбекского. 

Студенческий концерт, посвящённый русской культуре, в Ферганском университете. В центре – Олеся Веч

Однако специалистов русского языка в области не хватало, мы всё время об этом говорили, и в 2001 году нам впервые разрешили открыть именно национальную группу. Мы набрали две группы – национальную и европейскую по 25 человек каждая. 

Деление на национальные и европейские группы очень условное. Потому что национальный состав европейской группы – это татары, русские, украинцы, а также узбеки, которые прошли через школу с русским языком обучения и хорошо владели русским. 

Но чем дальше, тем ситуация складывалась хуже. В 2008 году национальная группа от европейской отличалась практически следующим: в национальной вообще не говорили по-русски, а в европейской худо-бедно нас понимали.

В 2011 году нам добавили ещё 25 человек в национальную группу. В 2014 у нас уже было три национальных группы и одна европейская. В 2017 году мы набрали две европейские группы по 25 человек и три национальные. А в этом году нам дали квоту 160 человек: в Ферганском университете будет четыре европейские группы и четыре национальные. Также у нас есть студенты-контрактники вне квот. Это ещё одна группа.

Сегодня у нас даже в европейской группе самое большее – пять человек не узбеки. Большая часть – это сельские жители. И сейчас мы не столько преподаём русский язык как структурный язык, язык профессии, сколько как второй язык.

На одном из последних заседаний Министерства высшего образования президент Узбекистана сказал о том, что в погоне за английским языком мы потеряли русский

Однако ситуация с преподаванием русского языка особенно изменилась в прошлом году. На одном из последних заседаний Министерства высшего образования президент Узбекистана сказал о том, что в погоне за английским языком мы потеряли русский. 

Это действительно так, и сейчас государство всё делает для того, чтобы русский язык вернул себе статус, которым он обладал до 1991 года. Я бы сказала, что сегодня у русского языка нет чёткого статуса в Узбекистане – это не второй язык, а язык межнационального общения. 
 С 2003 года в Ферганском госуниверситете действует студенческий клуб «Логос». На концертах, организуемых клубом, звучат русские песни и стихи

– Многие русские школы, существовавшие в республике, тоже были закрыты в 90-е годы?

– Они были вынуждены закрыться в силу отсутствия спроса. Хотя достаточно большое число русских школ мы сумели сохранить. Но там качественно изменился преподавательский состав, из-за чего уровень этих школ немного упал. 

Мы действительно потеряли русский язык, как сказал президент. А ведь с соседями мы всё равно вынуждены общаться по-русски. А поколение, которое родилось после 1991 года, – оно, конечно, русский язык уже совершенно не знает. 

 А где потом будут применять свои знания по русскому языку ваши студенты?

Русский язык сегодня требуется практически везде. Выпускники едут преподавать в школы. Часы русского языка в школьной программе увеличиваются – и в национальных школах, и в школах с русским языком обучения

– Сегодня желающих изучать русский язык очень много. И конкурс среди абитуриентов на нашем факультете тоже это подтверждает – 8–10 человек на место. Проблема немного в другом. Если раньше мы принимали детей, которые уже говорили по-русски, и давали им основы специальности, то сегодня задача другая: сначала мы должны их научить русскому, а потом уже дать специальность.

Здесь возникают некоторые сложности: и технически мы сегодня отстаём, и с точки зрения учебной литературы, поскольку долгое время мы ничего не получали из России. 

Русский язык сегодня требуется практически везде. Выпускники едут преподавать в школы. Сегодня часы русского языка в школьной программе увеличиваются – и в национальных школах, и в школах с русским языком обучения.

Участники концерта клуба «Логос»

Поэтому нам и увеличили квоту на количество студентов в группах – было рассчитано, сколько учителей русского языка не хватает.

У нас все выпускники трудоустроены и востребованы. Причём уже на четвёртом курсе они проходят практику на тех предприятиях, где потом будут работать. И работодатели уже видят и знают, с кем они имеют дело.

– А если в целом говорить о русской культуре  – насколько широко она представлена в Узбекистане? И конкретно в вашем регионе – в Фергане?

–  Дело в том, что статус Ферганы всегда был несколько иной – здесь всегда жило много представителей культуры. Фергана дала огромное количество людей культуры, искусства и науки, которые живут по всему свету. В самой Фергане интерес к русскому языку и культуре сильно никогда не падал. 

В Ташкенте такой культурный обмен проходит, конечно, более масштабно. Постоянно организуются концерты современных исполнителей, приезжают театры. В Фергане действует русский драмтеатр, постановки которого пользуются большим успехом. Благодаря господдержке театр начал выезжать на гастроли. 

Сейчас русская культура вновь востребована. Правда, представлена она пока не так масштабно, как хотелось бы. Но потребность у людей есть. Это мы хорошо видим на примере работы нашего студенческого клуба «Логос», который занимается проведением просветительских мероприятий для всех желающих.

Множество русских поэтов и писателей так или иначе имели отношение к Узбекистану. Мы всё время пытаемся подчеркнуть эту связь между нашими культурами

Мы создали этот клуб в 2003 году. Его основная задача – знакомство студентов с русской культурой, русскими традициями. Это был как раз тот период, когда к нам стали поступать студенты, которые практически ничего не знали о русской культуре. Нужно было что-то предпринимать, и мы придумали такую форму литературных салонов: лекция-концерт. На этих встречах читаются стихи, звучат русские песни. 

Русские народные песни звучат в стенах Ферганского университета

Множество русских поэтов и писателей так или иначе имели отношение к Узбекистану. Например Анна Ахматова, переводившая ту же Зульфию (узбекская советская поэтесса, – ред.). Мы всё время пытаемся подчеркнуть эту связь между нашими культурами. Студентам должно быть понятно, что мы разные, и для того чтобы донести отдельные грани одной культуры до представителей другой, надо полагаться на свои знания и представления о мире. 

Радует, что студенты с удовольствием приходят к нам и участвуют в мероприятиях. У нас был случай, когда молодой человек на первом курсе вообще практически не говорил по-русски, но пришёл к нам и сказал: я хочу читать стихи. И читал с большой душой. А к четвёртому курсу он стал не только одним из знатоков русской культуры и литературы, но и замечательно говорил. 

Я уверена, что вот эту любовь к русской культуре и русскому слову он пронесёт через всю жизнь и передаст своим детям.  

Также по теме

Новые публикации

13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.
Если бы у старшего научного сотрудника Международного института страноведения имени Лейбница в Лейпциге Изольды Браде спросили, с чем связаны главные метаморфозы её жизни, она, скорее всего, ответила бы: с русским языком. Специалист по урбанистике в России, за свою жизнь она объехала полторы сотни российских больших и малых городов.