RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

Александр Рязанцев12.07.2019

Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. А рекомендовала сделать это, сообщает Координационный совет организаций российских соотечественников США (КСОРС), “Reflection and Action Group”, назначенная школьным городским округом Сан-Франциско.

Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом Виктором Арнаутовым.

Мотивы противников фрески кроются вовсе не в русофобии, как кто-то может подумать. Работа Арнаутова 80-летней давности не устраивает защитников прав меньшинств потому что фреска-де «прославляет рабство, геноцид, колонизацию, теорию “явной судьбы” (manifest destiny), превосходство белых … и … угнетение».

Фото: скриншот Youtube

Как утверждает знаток творчества русского монументалиста американский профессор Роберт Черный, написавший книгу “Victor Arnautoff and the Politics of Art” («Виктор Арнаутов и Политика искусства», 2017), всё это чистой воды недоразумение. Более того – нежелание видеть очевидного замысла художника.

Так, утверждает профессор Черный в своей биографии, настоящая цель этих росписей состояла вовсе не в прославлении рабства и геноцида, а в том, чтобы подчеркнуть эксплуатацию и угнетение цветных людей в Соединённых Штатах. В своей фреске, описывающей сцены из жизни Джорджа Вашингтона, художник, наоборот, осуждал эти страницы американской истории.

Всё перевёрнуто с ног на голову. Но американским активистам – борцам за права чернокожих и индейцев – дела до этого нет. Они видят лишь канву: вот первый американский президент повелительным жестом отправляет пионеров, вооружённых колонистов на Запад. Поверженный индеец лежит под его ногами.

Или вот: в углу одной из фресок изображены темнокожие рабы, собирающие урожай в родовом поместье Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Ещё на одной фреске африканцы и африканки чистят кукурузу, работают в кузнице, грузят тюки на корабль, собирают хлопок…

Фото: news.artnet.com

Фото: скриншот Youtube

Как всё это трактовать? История? Бесспорно. Да, Джордж Вашингтон, отец-основатель Соединённых Штатов и национальный герой, был плантатором и рабовладельцем, многие из его бывших рабов имели фамилию «Вашингтон». Искусство? Тоже несомненно. Всё так, но только не для американских активистов. Для них всё однозначно – это акты насилия и завоевания, сцены угнетения, и ничего более. А потому эти изображения должны быть преданы забвению – закрашены.

И объяснения тут не помогут. Никакого контекста, никакого скрытого смысла для американских защитников меньшинств, похоже, не существует. Мысль, что автор картины, изображающей, к примеру, подчинение туземцев белым колонизаторам, тем самым протестует против этого явления, сочувствует униженным, им, похоже, и вовсе недоступна.

Фрески Арнаутова не только не должны быть уничтожены, наоборот, не оскорбляя ничьих вкусов, могут использоваться школьными преподавателями для наглядного изучения тех идей «белого превосходства», которые в своё время доминировали в обществе, а затем были им решительно отвергнуты. В этом уверены авторы петиции в защиту фресок русского художника, размещённой на сайте Change.org

Виктор Михайлович Арнаутов (1896 – 1979) – человек необычной судьбы. Сын православного священника, юность он провёл в Мариуполе, где и начал заниматься живописью. В Первую мировую сражался в составе эскадрона улан, был награждён офицерским Георгиевским крестом. С началом Гражданской войны, проживая в Симбирске, был мобилизован в армию Колчака, с которой отступал до Дальнего Востока. Как и многие белые офицеры, эмигрировал, осев поначалу в Маньчжурии.

В 1925 году художник уезжает в США, где поступает в Калифорнийскую художественную школу. Увлёкшись монументальной живописью, он на время перебирается в Мексику, где становится учеником ведущего мексиканского монументалиста XX века Диего Риверы.

Вернувшись в 1931 году в США, Арнаутов получает первые заказы. В Сан-Франциско художник работает над оформлением станций метро, дома Всемирной библиотеки, клиники в Пало-Альто и ряда других зданий и объектов, в том числе расписывает школу имени Джорджа Вашингтона. Цикл фресок под названием «Жизнь Джорджа Вашингтона» Арнаутов создал в 1936 году.

Для понимания идейной составляющей творчества русского эмигранта важен такой факт: все эти годы Виктор Арнаутов остаётся убеждённым коммунистом, членом Компартии США, активно участвует в общественных кампаниях в поддержку СССР. Парадоксально, но в годы Второй мировой он возглавил Русско-Американское общество по оказанию помощи Красной армии, под натиском которой в своё время был вынужден бежать из страны. 

Очевидно, что человек таких взглядов, ученик Риверы вряд ли мог в своём творчестве прославлять рабство, геноцид и превосходство белой расы. Бывают коммунисты, во имя светлой цели оправдывающие жёсткую диктатуру, но невозможно представить себе коммуниста, защищающего расизм и любые формы угнетения человека человеком.

В. М. Арнаутов. Автопортрет. 1941. Фото: ru.wikipedia.org

Уже в 30-е годы к художнику приходит признание. В разных городах США неоднократно проходят его персональные выставки, с 1939 по 1963 год он преподаёт в Стэнфорде. Но зов Родины оказался сильнее. В 1961-м Арнаутов впервые посещает СССР, а в 63-м, после выхода на пенсию и смерти жены, возвращается в родной Мариуполь (переименованный в Жданов) и принимает советское гражданство.

В Советском Союзе Арнаутов не оставляет работу, оформляя фресками и мозаиками множество общественных зданий в родном городе. Умер художник уже глубоким стариком, в возрасте 82 лет, в селе Вырица под Ленинградом.

Всегда печально, когда следствием идеологического диктата в обществе становится уничтожение произведений искусства. Вдвойне неприятно слышать об уничтожении работ Виктора Арнаутова нам, русским.

В своё время создание фресок оплатило специальное правительственное агентство, созданное президентом Франклином Рузвельтом в рамках Нового курса, отмечает «Голос русскоязычной Америки», критики высоко оценили живопись Арнаутова. Правда протесты американских правозащитников начались уже в конце 60-х, но тогда удалось достичь компромисса, добавив к работе Арнаутова фрески афроамериканского художника Дьюи Крамплера. Однако требования удалить или спрятать работы советского художника не прекратились.

Нынешний этап кампании против фресок в школе имени Джорджа Вашингтона запустила активист движения за права индейцев, сын которой учится как раз в этой школе. По словам которой, её ребёнок, проходя мимо этих работ, всякий раз опускал глаза. Какой чувствительный мальчик! 

По мнению активистки, фрески отображают «американскую историю с точки зрения колонизаторов». Ей вторит Вирджиния Маршалл, президент Союза чернокожих преподавателей Сан-Франциско, вспомнившая о том, как «избивали и вешали на деревьях» её прадеда и прабабку. А значит, работа художника, провисевшая 80 лет и уже ставшая городским достоянием, должна быть уничтожена? Сентиментальность тоже бывает агрессивной. Президент совета по образованию Сан-Франциско Стевон Кук, сам афроамериканец, считает, что изображённые на фресках Арнаутова сцены «оскорбительны для некоторых общин»

Однако есть у работ русского художника и свои защитники, которые, впрочем, оказались в меньшинстве. В Ассоциации выпускников школы имени Джорджа Вашингтона заявили, что фрески Арнаутова — это самое крупное и значительное произведение, созданное в городе в рамках программы Рузвельта. «Фрески Арнаутова должны быть сохранены ради их художественной, исторической и образовательной ценности. Их закраска приведёт к очередному „отбеливанию“ всей правды об американской истории», – уверены члены ассоциации.

Более 400 американских деятелей искусства составили петицию с требованием не трогать работы Арнаутова. Художник-коммунист, уверены они, в своих работах занимался «объективным анализом эксплуатации и колониального насилия». А в городском совете по образованию, проголосовав за уничтожение памятника антирасистской направленности, грубо извратили логику и замысел художника.

К сожалению, защитникам творческого наследия Виктора Арнаутова в Америке убедить в этом чиновников не удалось, несмотря на то, что ими было предложено несколько вариантов, как сохранить роспись нетронутой. Как заявил глава городского совета по образованию, обращаясь к защитникам работы Арнаутова, «если их так задело всё это, пусть закажут свои собственные фрески». Ответ, не предполагающий, кажется, никаких дальнейших дискуссий, как и сомнений в собственной правоте. Всё-таки люди, получившие толику власти, очень похожи в разных странах, не правда ли?

Городской совет по образованию Сан-Франциско уже выделил средства на уничтожение фрески. Деньги, кстати, немалые: по разным оценкам, от 600 до 850 тыс. долларов. 

Также по теме

Новые публикации

Как известно, многие европейские партии предпочли не возводить проблемы миграции в ранг своих первоочередных, декламируемых ими задач на прошедших в конце мая выборах в Европарламент, отдав предпочтение вопросам охраны окружающей среды и борьбе с терроризмом. Однако выборы прошли, а множество проблем, связанных с регулированием миграционных потоков, осталось. Актуальна тема адаптации мигрантов и для России. Этим вопросам было посвящено прошедшее 15 июля в фонде «Русский мир» заседание экспертного совета фонда.
Туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства», объединивший наиболее интересные памятники и экспонаты античности 10 городов в 4 регионах России, проводит свой первый летний сезон. Сотни россиян и иностранцев этим летом открыли для себя античную Россию, став участниками маршрута. Турагентства, присоединившиеся к проекту, открыли автобусные и морские туры по «боспорским» городам продолжительностью от трёх дней до недели.
Кто в российских круизах не бывал, так это я. Да ещё по самой её главной реке – Волге! Сертификат на тур по России мне в торжественной обстановке вручили в прошлом году на Ассамблее  Русского мира в Твери. Дальше было просто – выбрать подходящий маршрут и круизный теплоход, списаться с туристической компанией, собрать чемоданы – и в путь-дорогу!
Недавно в библиотеке Русского центра Дома Чайковского в Гамбурге публике была представлена книга «Духовный путь Чайковского» Галины Сизко. В эту книгу также вложил свой труд и опубликовал её потомок семей Чайковских и фон Мекк. Денис фон Мекк – основатель благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк и коллекционер. «Русский мир» обратился к Денису с просьбой рассказать о том, чем занимается созданный им фонд, и о своей коллекции.
Несколько лет назад в Бразилии, в городе Санта-Роза, я познакомилась с матушкой Галиной Завадовской. Супруга почившего к тому времени отца Петра Завадовского, построившего в этом небольшом городке штата Рио-Гранди-ду-Сул храм в честь апостолов Петра и Павла, приехала тогда на престольный праздник храма  из столицы штата – Порту-Алегри.  Мы вспоминали с матушкой про отца Петра, о том, каким образом после войны они оказались в Бразилии...
В Белоруссии и России отмечают большой юбилей. 75 лет назад, 3 июля 1944 года, Красная армия освободила Минск. Возвращение столицы Советской Белоруссии стало знаковым эпизодом одного из крупнейших сражений Великой Отечественной – операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года). Это грандиозное наступление позволило Красной армии наголову разгромить наиболее многочисленную группировку немецких войск на Восточном фронте – группу армий «Центр». Результатом стало освобождение Белоруссии, Польши и выход непосредственно к границам Третьего Рейха.
В Нидерландах завершился интересный музыкальный проект «Новый Бах», целью которого было познакомить голландскую публику с юными русскими органистами (15 – 18 лет), показать виртуозный уровень их исполнительского таланта и подарить ребятам уникальную возможность принять участие в мастер-классах знаменитых органистов Европы, поиграть на исторических органах, а также выступить вместе со своими сверстниками из Академии Свелинка – школы юных талантов при Амстердамской консерватории.