RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

PRAVDA-NN.RU07.10.2019

Как реально увеличить зарплату педагогов и вернуть престиж профессии учителя? Сколько молодых специалистов сейчас приходит в школы? Какие нововведения ждут учеников и педагогов в этом учебном году? Об этом в День учителя рассказал глава Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

— Восприятие профессии учителя в глазах общества за последние годы неоднократно менялось. В 90-е годы престиж профессии потерялся, но в последнее время было немало сделано, чтобы его вернуть. Как Вам кажется, это удалось? Что сегодня делается на уровне государства, чтобы поддержать престиж профессии педагога?

— Безусловно, на сегодняшний день уже проделана большая работа для того, чтобы повысить престиж учительской профессии, и на этом не стоит останавливаться. Чаще всего на встречах с педагогами поднимается проблема, связанная с оплатой труда. От этого зависит качество образования и востребованность профессии. Задача по выведению средней заработной платы учителя на уровень средней по региону уже выполнена. Но многим из нас известно, что стоит за этими цифрами – работа не на одну ставку, другие обязательства, который учитель должен нести. Эта проблема активно обсуждалась на больших парламентских слушаниях в Госдуме, по итогам которых принято решение о том, что минимальная заработная плата учителя при работе на одну ставку должна составлять не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона. Договорённость об этом уже достигнута с министром просвещения Ольгой Васильевой и с Председателем правительства Дмитрием Медведевым. Я считаю, что в дальнейшем нужно выходить на коэффициент 1,5 от средней по региону. Учителя и их огромный вклад в развитие нашей страны заслуживают гораздо большего.

Самое серьёзное внимание мы уделяем повышению квалификации и переподготовке учительских кадров. Чтобы качественно выполнять современные образовательные задачи, учитель сам должен непрерывно учиться, пополняя и актуализируя багаж собственных знаний.

— Идут ли сегодня выпускники педагогических вузов в школы? Ощущается ли дефицит молодых педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях? Как решается эта проблема?

— По данным, которые нам предоставили из Министерства просвещения РФ, только 52% школ полностью укомплектованы педагогами, но это при условии работы учителей на две-три ставки, если этого не будет, то получится, что педагогический состав не укомплектован приблизительно на четверть. Решение проблемы связано, прежде всего, с молодёжью, которая после окончания вузов должна прийти в систему школьного образования, с заработной платой молодых педагогов.
В 2018 году в России рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы. И из них малый процент приходит работать в школы. Преградой вновь является оплата труда. Размер ставок молодых педагогов настолько низкий, что даже при работе на несколько ставок, их заработная плата составит 15-17 тысяч. Достигнутая договорённость, про которую я говорил ранее, о поддерживании формулы базовой ставки в школах на уровне 70% от средней по региону, позволит уже молодым педагогам получать более высокую заработную плату. Вторая проблема, которая возникает у выпускников вузов, связана с жилищным вопросом. Я знаю, что в Нижегородской области был неплохой опыт поддержки приезжающих работать на село молодых учителей, а с 2020 года начнёт действовать уже федеральная программа «Земский учитель», которая предусматривает для учителей, прибывших работать в сельские населённые пункты и небольшие города, единовременную выплату в размере 1 миллиона рублей на приобретение жилья, выплату ипотеки или на материалы для строительства дома. Уверен, что данная программа будет стимулировать приход в школы молодых учителей.

— В советское время задачей учителя было не только давать знания, но и воспитывать школьников. Сейчас говорят только об образовательной услуге, которую должен оказывать педагог. Нужно ли возвращать учителю функции воспитателя?

— Однозначно нужно, и по большому счету эта функция из школы никуда не уходила. В национальном проекте «Образование» об этом прямо написано. Уверен, мы должны воспитывать всесторонне и гармонично развитую личность, свободно мыслящего, творческого, порядочного человека, гуманиста, патриота Отечества.
В нашем Комитете мы уделяем особое внимание развитию трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Идёт работа над законом, который позволит легализовать трудовое воспитание школьников. Перед российским образованием стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно трудиться в мире будущего, решая амбициозные научно-технологические задачи. Для этого необходимы инновационные учебные программы и последовательная работа с детьми, начиная ещё с дошкольного образования, поддержка их стремлений к поиску новых нестандартных идей и решений.

— Практически каждый год в системе школьного образования происходят какие-то изменения. Каких нововведений ждать в этом учебном году?

— Важнейшее направление — строительство новых школ и ликвидация обучения во вторую смену. Позиция Комитета состоит в увеличении финансирования образования и науки, без этого невозможно выполнить майский указ Президента и национальный проект «Образование» качественно и в установленные сроки. В портфеле Комитета находятся несколько важных законопроектов, в том числе проект федерального закона о формировании и ведении информационных систем доступности школьного образования, о совершенствовании практической подготовки обучающихся и о качестве и безопасности школьного питания.
В завершении нашего разговора хочу сердечно поздравить всех педагогов с Днём учителя и пожелать творческих успехов в труде, хороших думающих учеников, крепкого здоровья и счастья.

Источник: PRAVDA-NN.RU 

Также по теме

Новые публикации

В конце августа прошлого года на работу в киргизский Ош приехали 17 учителей из Российской Федерации. Этому предшествовал серьёзный отбор, кандидаты из разных городов не были знакомы друг с другом. Для многих это был первый выезд за границу причём на длительный срок – на год. О том, как им работается в школах с разными языками обучения, что нравится, а что нуждается в улучшении, рассказали трое учителей: Марина Петрова, Наталья Сахарова и Марина Зайченко.
Восьмой международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» назвал победителей в номинациях «Эмигрантский вектор» и «Неоставленная страна» для русскоязычных поэтов дальнего зарубежья и авторов из России и стран СНГ соответственно. «Русский мир» выяснил, что сегодняшние поэты-эмигранты в большинстве своём считают себя продолжателями «оставшихся» Пушкина и Есенина, а не уехавших Ходасевича и Бродского.
Разобравшись с русскими школам в Латвии, которые в соответствии с новой реформой в скором времени полностью переводятся на латышский язык обучения, власти взялись и за малышей. В январе 2020 г.  латвийский парламент без обсуждения с заинтересованными лицами в первом чтении принял спорный законопроект, цель которого – покончить с русским языком в детских садах национальных меньшинств. Правда, перед вторым чтением вышла заминка, но ненадолго…
В ореоле праздника Дня влюблённых поговорим о насущном. Многих интересует вопрос, почему невесты милы и нежны, словно феи, а стоит им выйти замуж, как они становятся сварливыми, ворчливыми и придирчивыми, аки ведьмы? Кто бы мог подумать, что такое романтическое, нежное слово, как невеста, состоит в историческом родстве с существительным ведьма? В современном русском языке они далеки друг от друга, а в прошлом, оказывается, были близкими родственниками.
Весной этого года исполняется 125 лет со дня выхода высочайшего указа императора Николая II о создании в Петербурге Русского музея. Уникальность музея была в том, что экспонаты для его коллекции собирала буквально вся страна – от крестьян, даривших старинные предметы быта, до представителей высших сословий, передававших в фонд богатейшие собрания картин.
В день праздника трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые считаются духовными покровителями Общины русских-липован Румынии (ОРЛР), организация отмечает своё 30-летие. А ещё в этот день в Румынии отмечают День родного русского языка.
Правопреемник основанного в 1972 году на волне оттепели в отношениях СССР с ФРГ Общества «СССР – ФРГ» – Международное общество «Россия – Германия» – продолжает свою активную деятельность, несмотря на объективные трудности, в первую очередь отсутствие государственного финансирования.
В год столетия исхода первой волны русской эмиграции в Доме русского зарубежья продолжают открывать ранее неизвестные страницы жизни русских общин за рубежом. Одна из таких страниц – история русской эмиграции в Марокко. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Николай Сухов представил сразу две своих книги, посвящённые этой теме.