RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русский театр – проводник российской культуры за рубежом

Русский театр – проводник российской культуры за рубежом

Редакция портала «Русский мир»02.11.2019

Театральные деятели России и зарубежья обсудили в рамках XIII Ассамблеи Русского мира в Ярославле важную тему: как русские театры за рубежом продвигают русскую культуру и какая помощь им необходима в этой работе. Ведущим дискуссии стал глава Гильдии драматургов России Юрий Бутунин.

Круглый стол «Русский театр за рубежом – действенный проводник российской культуры» прошёл в стенах Государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова. Модератором обсуждения стал генеральный директор Гильдии драматургов России Юрий Бутунин.

2019 год – Год театра в России. Участники ассамблеи, а это драматурги и театральные критики, педагоги и руководители театров, в своих выступлениях подняли проблемы, с которыми сталкиваются представители театра за рубежом. Проблем этих немало, и основные, судя по словам самих театральных деятелей зарубежья, – это сложное материальное положение русских театров, отсутствие должного внимания к их проблемам со стороны профильных российских ведомств, плохая координация русских театров зарубежья между собой и слабая связь с театральным миром России. Разговор получился очень предметным и оживлённым. 

Руководитель Тбилисского государственного русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, председатель созданной два года назад Ассоциации деятелей русских театров зарубежья Николай Свентицкий предложил осмыслить итоги завершающегося в России Года театра. «Я не устаю повторять, – отметил он, – что русский театр зарубежья – это оплот русской культуры в мире и её проводник. Если угодно – форпост».

Н. Свентицкий уверен, что России нужно поддерживать театральный мир зарубежья, потому что именно русские театры сохраняют и несут в мир русскую культуру, а выживать им сейчас очень непросто. Помощь может быть разной – это не только материальные средства, но и простое внимание к людям, приглашение их в Россию, проведение различных творческих встреч, фестивалей, мастер-классов.

Глава Грибоедовского театра в Тбилиси сделал целый ряд конкретных предложений. Так, он предложил усилить поддержку русских театров со стороны Российских центров науки и культуры (отделений Россотрудничества в разных странах); учредить ежегодную профессиональную премию и специальные призы для деятелей русских театров зарубежья; помочь русским театрам в создании театральных музеев на местах; подумать о включении в пакеты российских туркомпаний посещение русских театров за рубежом; рассмотреть вопрос о проведении в городах России театральных декад-фестивалей с участием русских театров зарубежья. Ещё одно предложение касается повышения профессиональной подготовки режиссёров и актёров русских театров – им, по мнению Свентицкого, необходимо предоставлять возможность обучения на курсах повышения квалификации за счёт российского бюджета.

Тему о необходимости продвижения современных авторов продолжил писатель и драматург Гасан Салихов. Он так же, как и первый оратор, посетовал на то, что сегодня в театрах почти не ставятся пьесы, поднимающие актуальные проблемы. Это негативно сказывается на положении дел у современных драматургов, которые вынуждены писать в стол, так как их работы не пользуются спросом у организаторов спектаклей.

Директор Вологодского театра кукол Елена Бухарина поделилась успехами своей организации в продвижении русского народного творчества и популяризации «российской глубинки» не только внутри страны, но и за рубежом. Постановки её театра получили признание во всём мире, награды множества фестивалей, в том числе премию «Золотая маска». Исходя из полученного опыта организации театра, она предложила создать единый гастрольно-продюсерский центр. В его ведении могли бы находиться формирование единой информационной базы русскоязычных театров зарубежья (не только государственных, но и частных), мониторинг и формирование запроса на проведение обменных гастролей, организация фестивалей, проведение конкурсов, налаживание профессиональных контактов между русскими театрами, продвижение русской культуры, русской драматургии, русского языка.

Ещё одной проблемой, затронутой в докладе, стала тема русского языка и межкультурной коммуникации. Салихов поделился своим взглядом на объединяющую роль общей русской культуры. Он уверен, что она способствует сближению разных самобытных народов.

Следующим выступающим стал президент Ассоциации русскоязычных театров Германии Вячеслав Лисин со своим докладом «Роль русского театра в сохранении и развитии русского языка за рубежом». Он проанализировал место русского языка в мире, влияние на него таких новых форм передачи информации, как телевидение, киноиндустрия, современные СМИ и то, как театр способствует сохранению и развитию языка на примере театра «Кулисы» в Дюссельдорфе. Также он предложил своё видение будущего театра и его культурной миссии в России и за рубежом.

В своём докладе на тему «Взаимодействие школы и театра или недетские игры с детскими театрами» генеральный директор Гильдии драматургов России Юрий Бутунин обратил внимание на плачевное состояние ТЮЗов в современной России. Дискредитация детских драматургов и актёров в профессиональной среде; отсутствие или несущественная государственная поддержка детских, и в особенности кукольных, театров; всё более поверхностные идеи, закладывающиеся в спектакли, – это неполный перечень поднятых автором проблем.

Бутунин предложил комплексный подход к их решению, заключающийся в создании целого ряда проектов, направленных на популяризацию детского театра, включающих активную поддержку государства, продвижение взаимодействия школ и ТЮЗов, создание такой среды, где ребенок мог бы развивать и совершенствовать свои творческие таланты.

На тему языка современной российской драматургии решил выступить председатель Гильдии драматургов России Юрий Ломовцев. Он высказал пожелание, чтобы драматурги, как и все творческие люди, представляющие культуру России, заботились о сохранении чистоты русского языка, об имидже России, который они транслируют на весь мир.

Он выразил обеспокоенность проникновением ненормативной лексики в театр, смещением идейно-тематического содержание произведений в сторону «чернухи», «депрессивного реализма». Всё это влияет на образ России и россиян в мире и формирует отношение к нашим соотечественникам как к людям, характерной чертой которых являются хамство, злоба и пессимизм.

В ходе дискуссии публике были представлены интересные театральные проекты. Так, поступило предложение в год 75-летия Победы провести международный конкурс-фестиваль, посвящённый тем людям, которые оставили своими надписи на стенах рейхстага.

Руководитель и создатель детского театра «Апрелик» (Франция) Людмила Дробич давно и активно занимается объединением детских театров зарубежья. Она рассказала, что уже 28 стран поддержали многообещающий проект «Магистр русского театра». Его суть заключается в том, что выпускники лучших театральных вузов России будут ставить свои дипломные спектакли в русских детских театрах зарубежья. Тем самым они получат необходимую им практику, а детские театры зарубежья – свежую кровь, новые идеи и профессиональный подход к делу.

Подводя итоги круглого стола, Юрий Бутунин отметил, что в его работе приняли участие около ста представителей Русского мира, которые подняли острейшие вопросы. «Самый главный вопрос: отсутствие координационного центра между русскими театрами за рубежом. Все просили его создать», – отметил Бутунин. И добавил, что Гильдия драматургов России готова взять на себя эту роль.

Также по теме

Новые публикации

Власти и общественники Крыма намерены популяризировать украинский язык, который является в регионе одним из государственных: для этого на полуострове проведут форум, круглые столы и выставки. Также в 2020 году в Крыму планируют издать газету и запустить программу на украинском языке на региональном телевидении.
В России студенты из других стран имеют две возможности подработать: в вузе, где учатся, или на каникулах. Парламентарии предлагают расширить их права на трудоустройство и разрешить оформлять трудовые договоры. Законопроект, принятый 21 января Госдумой во втором чтении, должен облегчить жизнь иностранным ученикам отечественных образовательных учреждений, а значит, повысить престиж учёбы в нашем государстве.
Празднование 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым стало в России событием национального масштаба. Ведущие музеи и библиотеки страны в столице и регионах посвятили юбилею масштабные выставки. «Русский мир», готовя обзор выставок, не мог не отметить их разнообразие.
Чтобы узнать, кто чей сын или дочь, иногда не нужно заглядывать в родословную, достаточно взглянуть на фамилию. Всем известно, что во многих русских фамилиях суффиксы –ов, -ев, -ин означают принадлежность к роду того, чьё имя, прозвище или род занятий названы в корне. А как дело обстоит в других языках?
В Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына открылась выставка художника-иллюстратора Леонида Козлова, на которой представлены картины, вошедшие во второй том проекта «Русское зарубежье. Великие соотечественники». Как обещают авторы издания, второй том выйдет уже в ближайшее время, и там будут представлены имена (многие из которых уже забыты на родине) из всех трёх волн русской эмиграции XX века.
Погода ненастная, время простудное, повсюду реклама лекарств от всевозможных болячек, и потому ипохондриков развелось великое множество. В литературе есть замечательный пример ипохондрика, обнаружившего у себя признаки всех заболеваний, о которых он прочитал в медицинском справочнике: герой романа «Трое в лодке, не считая собаки»…
17 января 1945 года в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции советские войска освободили столицу Польши от немецко-фашистских захватчиков. Красной армии понадобилось несколько суток, чтобы изгнать гитлеровцев.
Как правильно говорить: «Белоруссия» или «Беларусь», «в Украине» или «на Украине»? Конечно, споры эти крайне политизированы, но мы обратимся к их лингвистической стороне. Быть может, знания из области истории языка помогут сторонникам радикальных точек зрения (с обеих сторон) системнее и глубже посмотреть на проблему.