RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вы блиночки мои!

Вы блиночки мои!

Тамара Скок24.02.2020

Фото: 56thparallel.co

Главный герой Масленицы, конечно, румяный блин. Мало того, что он вкусен, так ещё и богатой символикой наделён: круглый блин – это, по Куприну, «настоящее щедрое солнце, воспоминание о языческом прошлом, символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Настоящее блинное безумие происходит во время Масленицы. Наименование этого славянского праздника проводов зимы связывают с прилагательным масленый, которое в свою очередь образовалось от слова масло: в Масленичную неделю много и сытно ели, готовили на масле, сдабривали сливочным маслом, хотя обычно обходились постным. Широкая Масленица и праздновалась широко, с размахом, и определений имела целый ряд: целовальная, блинная, молочная, весёлая, честная. Честной (то есть уважаемый, почтенный) народ гулял от души. Целую неделю перед Великим постом можно было объедаться, ходить в гости, кататься на тройках и с горок, состязаться в ловкости и силе и, конечно же, угощаться блинами, ибо, как говорится, без блинов что за Масленица.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» находим короткую, но ёмкую, «блинную» характеристику традиционного уклада провинциальной дворянской семьи, воссозданную буквально двумя строчками:

У них на масленице жирной

Водились русские блины…

Тесто для пышных русских блинов заводили на дрожжах, используя разные виды муки: гречневую, ячневую, ржаную, пшеничную... При почти одинаковых ингредиентах и способах приготовления блины получались у каждой хозяйки свои, а найденный оптимальный рецепт хранился в секрете. У Ивана Шмелёва в «Лете Господнем» есть иллюстрация процесса изготовления разномастных, в зависимости от используемой муки, блинов: «Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "чёрные" (ржаные) блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки… пар идёт от блинов винтами… кадушки с опарой дышат, льётся-шипит по сковородкам (тесто), вспухает пузырями…».

Блины пышные на дрожжах. Фото: info-paper.ru

Интересно, что некоторые пословицы (как средоточие народной мудрости) даже содержат советы по выпеканию блинов: «Не подбивай клин под овсяный блин: поджарится и сам отвалится», «Блины пекут, так подмазывают» или «На немазаной сковороде блинов не испечёшь», «Блины на дрожжах не удержать на вожжах».

Как известно, существительное блин, а по-древнерусски – млин, этимологически связано с глаголом молоть. Общеславянское млин – это ещё и «мельница, жёрнов», «нечто круглое», ведь, чтобы получить муку для теста, зерно необходимо перемолоть. Со временем пышные блины сдали свои позиции: хозяйки всё чаще стали обходиться без дрожжей (получалось гораздо быстрее) и разводили тесто пожиже (так блины выходили тоньше). Сделанные на молоке, смазанные маслом, нежные «кружевные» блинцы были чрезвычайно вкусными, их можно было есть десятками. Вспомним, как Чичиков в гостях у Коробочки чревоугодничал: «Свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот». Повторив это раза три (то есть съев как минимум девять блинов), он принялся за принесённые горячие, приговаривая: «У вас, матушка, блинцы очень вкусны».

 

Чичиков у Коробочки. Фото: blogspot.com

В Масленичную неделю на блины ходили в гости к родственникам, друзьям и соседям. В среду принято было идти «к тёще на блины», причём приходил не только зять, но вся молодая семья с родителями мужа. Ответный визит тёща наносила в пятницу, теперь уже дочь и зять потчевали её во время «тёщиной вечёрки».

Золотистому кружочку из теста в народе даже песни посвящали: «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои» – этот припев весело повторялся после каждой строчки:

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,

Наша старшая сестрица печь блины-то мастерица,

Напекла она поесть, сотен пять, наверно, есть,

На поднос она кладёт и сама к столу несёт,

Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.

Продавали блины и на ярмарках. На морозе с горячим ароматным чаем это лакомство было очень кстати: подкрепился – и бегом с горки кататься или в снежки играть. Чтобы представить размах Масленицы, нужно взглянуть на картины Бориса Кустодиева, каждый фрагмент которых можно рассматривать как элемент прошлого русского мира. Праздничная атмосфера буквально разлита в воздухе: яркое солнце и белый снег, нарядные люди, радостное движение, разноголосица, смех, звуки гармошки… Изображены на картинах и ярмарочные ряды, где на прилавках со снедью блины, конечно же, занимают почётное место. Сам художник так охарактеризовал своё творчество: «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, русскому были всегда единственным сюжетом моих картин». И действительно, пейзажи его так и дышат любовью к изображаемому.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916 г.

Масленую неделю называли мясопустной, поскольку в преддверии Великого поста мясо есть не полагалось, зато рыбу – пожалуйста. Вот и в коротеньком рассказе А. П. Чехова «О бренности» с подзаголовком «Масленичная тема для проповеди» некий Семён Петрович, обжигая пальцы, бросал на свою тарелку «блины поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки», поливал их горячим маслом, обмазывал икрой и обливал сметаной. «Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот… Но тут его хватил апоплексический удар». Концовка неожиданная, в чеховском духе и в полном соответствии с названием. Однако и в жизни, увы, было немало печальных историй, связанных с перееданием, неумеренностью пития или с поеданием блинов на спор в обжорную Масленую неделю.

Заканчивалась Масленая седмица проводами русской зимы и Прощёным воскресеньем. На пороге весны сжигали чучело, олицетворяющее трудное зимнее время, а также все напасти и невзгоды, и переходили к новому жизненному этапу: надо было готовить инвентарь к посевным и пахотным работам, много трудиться и поститься. Блинные страсти оставались позади, уступая место смирению и воздержанности.

Также по теме

Новые публикации

Китай рапортует о том, что распространение коронавируса остановлено. В России, благодаря своевременному реагированию и принятым мерам, прирост заболевших удаётся сдерживать. В некоторых же странах, как в Италии, Испании или США, ситуация довольно тревожная – заболевших там считают десятками тысяч. Чтобы понять, как выглядит ситуация «изнутри», корреспондент «Русского мира», сама живущая в Италии, пообщалась с нашими соотечественниками в разных странах. Картина получилась довольно пёстрой.
Дорогой Виталий Григорьевич… Именно так – уважительно и сердечно – хотелось обратиться к этому удивительному человеку, силу личности и неповторимое обаяние которого ощущали все, кому посчастливилось знать В. Г. Костомарова, внимать ему.
Распространение пандемии коронавируса ставит перед обществом новые вызовы и задачи: необходимо не только лечить заразившихся, но и помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации из-за самоизоляции. И есть впечатление, что многие практики взаимопомощи и поддержки, которые появляются благодаря карантину, останутся с нами и после того, как эпидемия закончится.
Почти две недели назад не стало Эдуарда Лимонова, выдающегося писателя, эмигранта, скандалиста, политика, который уже одним своим присутствием мог заинтриговать толпу. Однако 30 марта выходит (онлайн) его последняя книга «Старик путешествует», так что Лимонов всё ещё с нами. Его близкий друг журналист и режиссёр Даниил Дубшин поделился своими воспоминаниями об этом крайне неординарном человеке.
Международный день театра ежегодно традиционно отмечался множеством сценических премьер на русском языке по всему миру. Русские театры за рубежом открывали 27 марта фестивали, представляли новые спектакли и устраивали гастроли. Коронавирус заставил театры изменить свои планы, но многие их них не отказались от профессионального праздника. Более того, как выяснил «Русский мир», ряд театров продолжают репетиции на «удалёнке».  
Мир переживает потрясение, и о коронавирусе сегодня говорят на всех наречиях. Новая социальная реальность немедленно отразилась в языке. В нашу речь стремительно врываются слова и понятия, о существовании которых многие и не подозревали, а соцсети пестрят неологизмами, иногда довольно удачными.
Мы продолжаем цикл дискуссионных материалов об исторической памяти и современном взгляде на итоги Второй мировой войны, о геноциде советского народа и холокосте, Нюрнбергском процессе в свете сегодняшнего информационного противостояния. Рассказывает Георгий Шепелев – историк, преподаватель университета, председатель Координационного совета российских соотечественников во Франции.
Глава Комитета Госдумы по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» – об Обращении Владимира Путина к жителям страны и о борьбе с коронавирусом в России.