EN
 / Главная / Публикации / Русский мир Узбекистана в условиях коронавируса

Русский мир Узбекистана в условиях коронавируса

Олег Ткачёв07.04.2020

Пензенское областное отделение Русского географического общества продолжает подготовку к реализации нового проекта «Современный этномир. Новые горизонты», в ходе которого изучается положение русских, живущих в Средней Азии. Из-за пандемии коронавируса старт проекта перенесён на более поздний срок. Однако члены экспедиции поддерживают контакты с русскими, живущими в регионе.

Члены экспедиции «Современный этномир (Средняя Азия)» в Узбекистане. Фото: Игорь Пантюшов

Интересно, какая сегодня обстановка в Узбекистане, в частности, в столице республики – Ташкенте. Об этом мы попросили рассказать хорошо нам знакомого по этнографической экспедиции «Современный этномир», проведённой членами пензенского областного отделения РГО в 2018 году, Виктора Николаевича Федорко – учителя географии высшей категории школы № 233 г.Ташкента.

Читайте также: Русские и русский язык в Узбекистане. Итоги экспедиции РГО

– У нас в Узбекистане из-за ситуации с коронавирусом так же, как и во всём мире, привычный жизненный уклад и режим работы значительно изменился, – рассказал В. Федорко. – С 16 марта во всех учебных заведениях республики от детских садов до вузов объявлен карантин, занятия прекращены. С 18 марта педагоги были отправлены во внеочередной трудовой отпуск (за исключением плановых каникул 21 – 27 марта, которые считались рабочими днями с дистанционным режимом работы).

С 1 апреля педагоги переведены на дистанционный режим работы с сохранением зарплаты. Ежедневно по национальному телевидению передаются уроки по всем предметам для 1 – 11 классов на узбекском и русском языках, а в Каракалпакстане ещё и на каракалпакском. Ученики готовят домашние задания, переписываются с учителями по интернету, получают оценки в электронных дневниках и журналах. Так что налажен процесс дистанционного обучения.

Дистанционно ведутся занятия и во многих вузах республики. Движение транспорта между городами, районами и областями сильно ограничено, общественный транспорт в Ташкенте и региональных центрах остановлен. Хождение без масок на улицах городов запрещено. Лицам старше 65 лет рекомендовано сидеть дома и без крайней необходимости на улицу не выходить. Границы и внешнее пассажирское транспортное сообщение полностью прекращено. Всех, кого вернули чартерными авиарейсами из-за границы, поместили на карантин в санатории. Большая часть из них уже вернулась домой. В общем, говорить об этом можно долго, но суть действий, думаю, вам хорошо понятна.

Что касается Русского мира Узбекистана. С момента вашего предыдущего визита в нашу страну, никаких существенных перемен в жизни русской общины не произошло, всё ровно и поступательно. Я, конечно, с интересом жду новых встреч с вами, надеюсь, что сумею оказать полезное содействие работе экспедиции. Очень надеюсь, что получится подготовить серию карт, посвящённых Русскому миру Узбекистана.

Что ж, и мы будем следить за ситуацией из Пензы и надеяться, что в этом году, благодаря будущей экспедиции по городам Узбекистана (Ташкенту, Бухаре и Самарканду), нам удастся продолжить открытие Русского мира в этой духовно близкой нам ещё по советскому времени среднеазиатской республике. 

Также по теме

Новые публикации

3 июня 2010 года в Пловдивском университете им. Паисия Хилендарского (Пловдив, Болгария) был открыт Русский центр (Центр русского языка и культуры) фонда «Русский мир». За свою десятилетнюю историю центр стал точкой притяжения не только для русистов и филологов Пловдивского университета, но и для младше- и старшеклассников, а также для иностранных студентов стран Европы и Азии.
Лола Звонарёва – секретарь Союза писателей Москвы, российский литературовед, историк, искусствовед, автор 15 книг и постоянная ведущая программы «Литературная гостиная» на радио «Русский мир». Не протяжении многих лет она успешно занимается налаживанием связей между литераторами и художниками в странах Восточной Европы.
Как помочь родителям, чтобы они в свою очередь могли помочь в учёбе своим детям-билингвам? Вопрос далеко не праздный, а сегодня – в эпоху карантина и дистанционного обучения – ещё более актуальный. Президент ассоциации «Образование» профессор Наталья Сафонова много лет занимается учебными проектами для детей, изучающих русский язык. А сейчас она готовит новое электронное пособие по русскому языку и литературе для всех классов.
1 июня отмечается День защиты детей, и сегодня обратимся к творчеству Корнея Ивановича Чуковского – одного из самых популярных детских авторов. Посмотрим, как он создавал свои знаменитые произведения, находя верный путь к сердцу ребёнка.
Дерево всю жизнь рядом с человеком. И кормит его, и греет, и кров даёт. Оно похоже на человеческое тело, такое же живое и тёплое. И у каждого дерева есть своя лингвистическая история. Посмотрим, откуда взялись названия самых обычных деревьев – берёзы, осины, сосны, рябины, дуба…
Вице-мэр города Санни-Айлс-Бич (Sunny Isles Beach) Лариса Свечин (Свечина) – первый и единственный русскоязычный избранный чиновник во Флориде. Переехав в США из Гомеля вместе с семьёй в 6-летнем возрасте, Лариса посвятила жизнь волонтёрству и сумела стать своей как для американцев, так и для приезжих, включая русскоязычных.  
Уже более полутора месяцев для юных соотечественников, живущих за рубежом и говорящих по-русски, действует  проект «Дорогая наша Русь».  Ежедневно его участники имеют возможность слушать онлайн-лекции о России – её культуре, истории, географии, языке. Проект этот абсолютно бесплатен, все лекторы участвуют в нём на добровольных началах.