EN
 / Главная / Публикации / От чего зависит грамотность?

От чего зависит грамотность?

Редакция портала «Русский мир»08.09.2020

Фото: inlearno.ru

8 сентября во многих странах отмечают Международный день грамотности. Праздник этот был установлен ЮНЕСКО ещё в 1966 году для борьбы с неграмотностью. Хотя и не так остро, эта проблема стоит перед человечеством и сейчас. Нам, привыкшим к тому, что все вокруг как минимум посещали школу, трудно осознать, что до сих пор каждый пятый человек в мире не умеет ни читать, ни писать.

По данным ООН, неграмотными остаются почти 800 млн. взрослых. Проблема состоит ещё в том, что темпы прироста грамотных людей заметно снизились. За сорок лет XX века, С 1950 по 1990 год, мировая грамотность увеличилась сразу на 20% - с 56 до 76%, а в конце прошлого столетия достигла 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Исследователи объясняют этот показатель крайне низким уровнем развития стран Африки и Азии, где живёт подавляющее число неграмотных.

Однако есть и обнадёживающий фактор: среди молодёжи показатель грамотности значительно выше. На данный момент грамотными являются более 90% юношей и девушек, а ведь будущее за ними.

В России благодаря серьёзным усилиям, предпринятым ещё в Советском Союзе, неграмотность практически ликвидирована. Поэтому говорить можно лишь об относительной грамотности или неграмотности – о допускаемых в речи и на письме ошибках, но не только.

В наши дни важнее стало понятие функциональной неграмотности. Под этим термином понимается неспособность людей читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач. То есть человек может уметь читать и писать, однако с трудом излагает свои мысли и зачастую неспособен понять смысл текста, даже короткого, который не относится к его повседневной жизни. Такие люди часто плохо применяют полученные знания в жизни, а также отличаются общей культурной ограниченностью и даже настороженным отношением к культурной жизни. Именно функциональная неграмотность зачастую приводит к серьёзным техногенным катастрофам.

Знакомы с этой проблемой и в России. Начиная с 90-х годов в нашей стране началось снижение грамотности. По данным на 2011 год лишь треть выпускников 11-х классов понимают содержание научных и литературных текстов. Оказывается, что школьники 50 – 60-х годов XX века читали больше и писали много грамотнее, чем современные. А значит, были более образованными людьми. А ведь не было тогда ни репетиторов, ни всевозможных обучающих программ и сервисов. Таковы реалии наших дней.

Итак, формально всеобщая грамотность вроде бы достигнута, но результат как-то не радует.

Для того, чтобы справиться с функциональной неграмотностью, уверены специалисты, нужно перестраивать учебные программы, чтобы от учеников требовалось меньше формальных и больше содержательных усилий; повышать уровень подготовки учителей и т. д.

Если же мы говорим о грамотности в повседневном смысле, то и здесь есть выход.

К примеру, во Франции на протяжении последних лет ежегодно публикуются показатели «Барометра Вольтер» (российский аналог мог бы называться «Барометр Пушкина» или как-то в этом роде). Это исследование, основанное на данных онлайн-сервиса, предлагающего возможность для заинтересованных людей повысить свою грамотность. А это тысячи пользователей.

Данные французских лингвистов довольно интересны – они поморгают понять, от чего вообще зависит грамотность. Оказывается, грамотность зависит от пола. Как правило, женщины грамотнее мужчин (50% против 46%). Есть и другие, порой странные, зависимости. Например,  более грамотны те, кто хуже ориентируется на местности. Ожидаемо чаще ошибки совершают те, кто привык проводить время перед телевизором, а вот владеющие древними языками, наоборот, реже, что тоже понятно.

Но главный вывод состоит в том, что принципиально важна младшая школа – именно в начальных классах формируется основа грамотности.

Добавим кое-что ещё. Конечно, грамотность зависит от многих факторов, но совершенно точно, и это признают все специалисты, не лишней будет привычка детей к регулярному чтению. Оно и внутренний мир развивает, и грамотность, а значит и успеваемость в школе, улучшает.

В России эту проблему понимают и активно борются с ней – в стране проводятся самые разные, от локальных до федеральных, конкурсы и фестивали, задачей которых является приобщение детей к чтению. Никуда, разумеется, не делась и школа с её уроками русского, литературы и рекомендованным списком книг для чтения летом.

И всё же главной в этой борьбе всегда будет семья. От родителей и их усилий по преимуществу зависит то, вырастет ли ребёнок грамотным и образованным или не очень. Здесь, несмотря на все современные технологии, а часто вопреки им всё осталось по-прежнему. Как сто и двести лет назад. И, наверное, по-своему это неплохо.

Также по теме

Новые публикации

Специалисты, занимающиеся проверкой работ Тотального диктанта, отмечают, что почерк участников становится год от года всё хуже и хуже. И ладно бы только это: куда важнее, как влияет на наш мозг постепенная утрата навыка письма «пером» на бумаге.
Накануне открытия XIV Ассамблеи Русского мира были подведены итоги IV Международного конкурса молодых журналистов «Со-Творение». В этот раз его победителями стали журналисты из России, Грузии, Узбекистана и Эстонии. А всего на конкурс было прислано 400 работ из полутора десятков стран.
Польский общественный деятель Ежи Тыц приехал в Россию с идеей – установить в Кракове памятник советским воинам, спасшим заминированный город от подрыва фашистами в 1945 году.
Тест TruD как часть всемирной акции по повышению грамотности «Тотальный диктант» вызывает интерес у людей по всему миру. Он создан для тех, кто изучает русский в качестве иностранного и готов проверить свои способности на практике. В 2018 – 2019 гг. Дальневосточный филиал фонда «Русский мир» открыл более 10 новых зарубежных площадок в странах АТР для желающих пройти этот тест.
Десятки стихов, рассказов и очерков пришло на конкурс «Океания говорит по-русски», объявленный сиднейской газетой «Единение». Подобные конкурсы наши соотечественники в Австралии и Новой Зеландии проводили и раньше, но впервые был охвачен настолько большой регион. Да, произведений от русскоязычных жителей, как тут говорят, «с островов» совсем мало, но важно, что рука к ним протянута.  
22 октября 2020 года отмечалось 135 лет установления дипломатических отношений между Россией и Аргентиной (1885). К этой дате был приурочен проведённый 21 октября под эгидой посольства Российской Федерации в Аргентине круглый стол «Россия – Аргентина: 135 лет дружбы и сотрудничества. Культурно-гуманитарный вектор».
Донецкий национальный университет сегодня – это ведущий научный и образовательный центр Донецкой Народной Республики. Несмотря на тяжёлые времена, которые вуз пережил в 2014 году, когда в Донбассе шли бои, университет сохранил кадры и продолжает полноценную работу.